среда, 12 декабря 2012 г.

Ая Оглы "Раньше мы были птицами"


Часть 3.



Те из вас, кто любит истории про вампиров, наверняка обращали внимание на то, что писатели часто так или иначе связывают вампирскую тему с цыганской. Либо цыгане служат кровопийцам, либо, наоборот, истребляют их. У этой фантазии тоже есть исторические корни: пользуясь своей магической репутацией, цыгане восточной Европы часто предлагали невежественным крестьянам свои услуги по борьбе с нехорошими покойничками. В то время никто не сомневался в существовании злобных упырей. Бывало, задерет человека в лесу медведь или разбойники зарежут, а виноватым объявят ожившего мертвеца. С нежитью, как известно, справиться непросто, поэтому опасную задачу с радостью поручали цыганам. Во-первых, их не жалко, а во-вторых - они сами говорят, что вампиры им не страшны. Цыгане действительно не боялись. Возможно, они, как лесные жители, сразу определяли, кто на самом деле загрыз беднягу, и поэтому в сказки о вампирах не верили. А возможно - верили, но полагали, что упыри, которые получаются из каких-то там глупых крестьян - это ерунда и недоразумение, настоящему цыгану такие не повредят. Другое дело - если цыган умер нехорошей смертью и не упокоился, вот это да, это опасно... придет мёртвый цыган в табор, никто и не заподозрит ничего, а мертвец сначала жену задушит, потом детей сожрет, а там и всему табору кранты. Во всяком случае, жуткие сказки про ходячих покойников цыгане до сих пор рассказывают, как реальные случаи из жизни. Но, повторяю, национальность не до конца усопшего тут очень важна. Цыганские вампиры обижают только цыган, а все прочие - всех, кроме цыган. Говорят даже, что цыганская кровь для простого упыря ядовита, укусит сдуру - тут же и помрет окончательно.



Вот так нескучно и с приключениями цыгане жили в Европе несколько столетий. На смену красивому восточному костюму пришли поношенные и рваные платья, которые странники выпрашивали или крали у местных жителей. Произошли и более серьезные изменения: цыгане больше не представляли собой единый народ, как это было в Византии. Перемещаясь по странам континента, они подхватывали слова чужих языков, приспосабливались к условиям среды обитания, забывали старые обычаи и заводили новые - подходящие к обстановке. Образовалось несколько больших цыганских национальных групп и множество более мелких.
На территории современной России, например, живут русские цыгане, они же «русска рома», а также цыгане-сэрвы, цыгане-котляры, цыгане-ловари, цыгане-влахи, цыгане-кырымы… а кроме постоянно проживающих у нас цыган встречаются приезжие, например азиатские цыгане-мугат 


Этнограф Николай Бессонов. Цыганка-мугат в таборе




и венгерские цыгане-мадьяры.


Лера Янышева в таборе венгерских (закарпатских) цыган

Самая известная и многочисленная цыганская группа – цыгане-кэлдэрари или, как их ещё называют – котляры.




 Их предки жили на окраине Османской империи – помните, мы говорили о том, как турки-османы завоевали Византию? Они продолжили свою завоевательную активность, и долгое время страны Балканского полуострова и части Восточной Европы были турецкими провинциями. В придунайских княжествах антицыганские законы приняли очень практичную форму: всех цыган по рождению объявили рабами, примерно как это было с неграми в Северной Америке. Часть рабов-цыган принадлежала местным господам, часть – государству. Этим последним разрешалось кочевать с места на место, заниматься привычными ремеслами, а часть заработка отдавать в казну. Жилось таким цыганам полегче, чем домашним рабам, у них была возможность сохранять человеческое достоинство, носить одежду – а у домашних рабов часто такой возможности не было, им даже одеваться не разрешали, чтоб не сбегали от хозяев. Также домашним рабам запрещалось говорить на непонятном цыганском языке, поэтому вскоре они родную речь забыли, а относительно свободные государственные цыгане язык сохранили. В девятнадцатом веке Османская империя проиграла очередную войну, придунайские страны избавились от турецкой власти, и рабство было отменено. Местных цыган ещё некоторое время по инерции преследовали, но потом идеи гуманизма возобладали и жизнь наладилась. И вот когда отпала необходимость бегать и скрываться, бывшие государственные рабы с огромной скоростью стали наверстывать упущенное. Они быстро заработали денег прилежным трудом, изобрели тот самый «национальный цыганский костюм», который всегда показывают в кино про любых цыган, украсили себя золотыми серьгами и монистами и вообще превратились в образцово-показательных представителей нации. Вот что бывает, если людей просто на время оставить в покое.




Николай Владиславович Бессонов | русский художник...


Но этим ребятам, прямо скажем, повезло. А вот в Венгрии, например, дело приняло другой оборот. В восемнадцатом веке Венгрия из-под контроля Османской империи перешла к Австрии. Кстати, интересный факт: по венгерским законам женщина не могла править страной, но Австрией тогда управляла женщина, Мария-Терезия. И вот, чтоб никому не было обидно, она стала называться королём. Так вот, сделавшись королём Венгрии, Мария-Терезия развила бурную деятельность, которая коснулась в том числе и цыганского вопроса. Будучи культурным европейским монархом, она запретила убивать несчастных цыган и решительно взялась за превращение этих асоциальных бродяг и воришек в приличных граждан. Несколько указов, которые Мария-Терезия разработала и провела в жизнь, были направлены на то, чтобы принудительно сделать из цыган венгров. К вопросу эта деятельная тётенька подошла радикально: запретила называть цыган цыганами, велела говорить про них «новые венгры»; цыганских детей рекомендовала отбирать у родителей и отдавать на усыновление местным жителям; браки цыган между собой по новым правилам не поощрялись, зато приветствовались межнациональные браки; также был запрещен цыганский язык.
Что же получилось в итоге? Ну, для начала выяснилось, что в государственной казне просто не хватает денег, чтобы ловить по всей стране цыганят и устраивать для них специальные школы-интернаты. Кроме того, сами венгры, мягко говоря, не запрыгали от радости – им как-то не очень хотелось воспитывать цыганских детишек и жениться на бывших рабынях. Так что единственным достижением проекта окультуривания венгерских цыган стало то, что они окончательно забыли родной язык и утратили родную культуру. На работу их практически не брали. Тогда и родилась поговорка «цыгане либо играют на скрипке, либо воруют, а скрипок на всех не хватает».
Впрочем, многим цыганам эту попытку насильного осчастливливания удалось полностью проигнорировать – как только их перестали ловить и убивать они, как и румынские соседи, немедленно окультурились самостоятельно. Собственно, от слияния румынских, венгерских и сербских цыган и образовались вышеупомянутые образцовые цыгане-кэлдэрари.
А потомков «новых венгров» мы с вами хорошо знаем: это так называемые мадьяры, те самые низкорослые и плохо одетые женщины, которые часто появляются в городах России, назойливо клянчат подаяние и нередко забираются в чужие карманы. Надо сказать, что ещё недавно, несколько десятилетий назад, когда Венгрия была социалистической страной, венгерских цыган охотно принимали работать на крупные заводы, где не требовалось образования и куда сами венгры не особенно стремились устраиваться. Но когда социалистический строй в Европе рухнул, заводы-гиганты стали нерентабельными, так как пропал рынок сбыта готовой продукции. Цыгане Венгрии вновь оказались безработными. В результате деятельности вышеупомянутой Марии-Терезии у них не осталось даже памяти о том, как цыган может честно добыть себе пропитание: ни каких-либо исконных ремесел, ни навыков бизнеса; даже приемы гадания и попрошайничества были забыты. Часть современных венгерских цыган занимается на родине сбором вторсырья, а часть, как встарь, отправилась кочевать в страны, где люди живут побогаче. Только вот и кочевать они разучились. Им пришлось заново изобретать всё с нуля: как сделать временное жилище из подручных материалов, как соблюдать гигиену в полевых условиях, как ужиться с местными, что говорить, когда просишь милостыню и так далее. Ученые этнографы называют это «феноменом вторичного кочевья». Звучит красиво, но на деле это антисанитария, болезни, хилые дети, которые растут неграмотными, негативное отношение коренного населения и прочие неприятности. Цыгане других стран даже не считают мадьяр цыганами и яростно открещиваются от такой неудобной родни.

Табор цыган-мадьяр (закарпатских цыган). Валерия Янышева

u




Как решить проблему и вернуть этих людей в цивилизованное общество – до сих пор толком непонятно. А начиналось всё так, казалось бы, хорошо и разумно.
Отнюдь не призываю спокойно отдавать свой кошелек мадьярской карманной воровке, но не мешает при этом знать, почему она поступает именно так, а не пишет, скажем, докторскую диссертацию, сидя в мягком кресле у себя дома.
Ну и чтобы не заканчивать рассказ о венгерских цыганах на такой мрачной ноте, интересный факт: у мадьяр главой семьи является женщина. У других цыган главный всегда мужчина, а у этих наоборот. Почему? Потому, что в наши дни кочевые мадьяры живут главным образом за счет женских «профессий» - нищенства и карманных краж. Как у других народов девушки мечтают удачно выйти замуж, так мадьярские парни мечтают удачно жениться: чтоб жена была ловкая и чтоб любила мужа. Если разлюбит – беда, сразу прогонит и другого себе найдет, а бедный брошенный мужик хоть с голоду помирай. Вот такая, понимаете, романтика.
У нас сейчас не хватит времени на рассказ о других цыганских нациях и о приключениях цыган в двадцатом веке. Поэтому совсем кратко основное.

Цыгане – не единый народ. Сейчас в мире существует порядка семидесяти цыганских наций, точное количество назвать затруднительно. Цыгане разных наций говорят на разных диалектах и часто не могут понять друг друга без переводчика.

В кино обычно показывают цыган в кэлдэрарском костюме, причем зачастую берут не повседневный, а эстрадный вариант – тот, в котором цыганские артисты выступают на сцене. Что поделать – это действительно очень красиво, режиссеров можно понять. Но вы-то теперь знаете, что до конца девятнадцатого века даже подобия этих шикарных пестрых нарядов не существовало в природе.





В России цыгане появились только в середине восемнадцатого века, на Украине – столетием раньше. Интересно, что специальных антицыганских законов в России не было – если цыгана ловили на каких-то нехороших занятиях, то наказывали как любого другого гражданина империи. Возможно, именно поэтому русские цыгане всегда были и до сих пор являются зажиточными и вполне культурными людьми. В наше время они носят современную одежду, получают образование, ходят на работу, и часто другие сотрудники предприятия даже не подозревают, что их коллега – цыган. Очень удивляются, когда случайно узнают об этом – они-то привыкли называть цыганами кэлдэрарских вокзальных гадалок и разных киношных кармелит.

Цыгане никогда не вели войн – у них не было своего государства, которое могло бы создать армию и что-то не поделить с соседями. Но люди цыганской национальности частенько записывались в солдаты. Во времена гонений такой поступок сразу выводил цыгана-солдата и всю его семью из-под действия антицыганских законов. Если бы на средневековую Европу внезапно напали бы какие-нибудь злобные марсиане, то никаких проблем интеграции цыган в цивилизованное общество мы бы сейчас не знали. Ну, или бы всю Землю захватили зеленые человечки.

В годы Великой Отечественной войны цыгане воевали в рядах советской армии и делали это хорошо – потому что впервые война касалась их лично. Победа нацистской Германии означала для цыган полное и окончательное истребление, так что цыгане всеми силами старались такому повороту событий воспрепятствовать. Солдаты цыганской национальности служили не только кавалеристами и разведчиками, как это любят описывать в книжках. Были цыгане танкисты, летчики, военные врачи.





Торговлю наркотиками цыгане осуждают точно так же, как осуждают этот криминальный бизнес все нормальные люди. Среди цыган есть типы, которым наплевать на законы общества и на цыганский закон. Другие цыгане их не любят, как русские, американцы, татары и эскимосы не любят своих родных уголовников.

У цыган до сих пор нет государства, но есть национальный флаг и гимн. Когда звучит цыганский гимн, цыгане танцуют – так принято.




Комментариев нет:

Отправить комментарий