четверг, 13 декабря 2012 г.

Ая Оглы "Раньше мы были птицами"




Часть 2. 


Но почему же цыгане покинули свою вторую родину? Зачем бросили кузницы и мастерские, и променяли спокойную жизнь на опасные странствия по дорогам?
Сказка объясняет эту загадку просто. Будто бы когда распинали Христа, у палачей не оказалось под рукой гвоздей. Пошли в цыганскую кузницу, дали кузнецу денег, чтоб сковал четыре гвоздя – два для рук, один для ног и ещё один – вбить в сердце Иисусу. Цыган выковал сколько велели, но когда отдавал работу – не удержался и один гвоздь украл. За то, что цыган сделал гвозди для распятия, бог приговорил весь его народ вечно скитаться. А за тот украденный гвоздь, которым хотели пробить сердце Христа, разрешил господь цыганам воровать для пропитания и обещал на том свете за воровство не наказывать… Ох уж эти сказочники. Опять ради красного словца ввели нас в заблуждение.



Что же случилось на самом деле? Для ответа на это вопрос нам понадобится вспомнить историю средних веков. В начале пятнадцатого века Византийскую империю завоевали турки-османы. Война – страшное дело, для мирного населения в особенности. Хозяйства разорялись, урожай пропадал, люди голодали и болели. Тут-то некоторые византийцы и призадумались: чем так мучиться, не податься ли нам от этих турок подальше? А некоторые цыгане, наверное, сразу вспомнили, что сами они не местные и погибать тут в боях за чужое государство им вовсе не хочется. А самые нищие и бойкие и думать долго не стали – подхватились и отправились из гибнущей Византии в Европу. Так начался Великий цыганский поход 1417 года.
Первыми в Европу двинулись те цыгане, которым нечего было терять. Бродячие артисты, фокусники, уличные танцоры – а с ними попрошайки, мошенники и воры, которых среди цыган, как и среди прочих народов, было тоже немало.


Толпы любопытных собирались поглядеть на кочевую жизнь...


http://svenko.net/costume/english_gypsy_1.htm

Поначалу дела у них пошли неплохо: люди в Европе доверчиво отнеслись к пришельцам. Тем более что те истово крестились и рассказывали, какие ужасы и страдания им довелось претерпеть от диких сарацин. Христианская Европа прониклась сочувствием и довольно долго позволяла этим шустрым ребятам побираться, гадать и воровать безнаказанно.
Но такое счастье, как мы понимаем, не может продолжаться вечно. В странах Европы тоже наступали нелегкие времена.



Цыгане Бессарабии.

Вы наверняка слышали в школе и дома про экономический кризис. Такая неприятность приключалась с человечеством неоднократно с тех самых пор, как впервые изобрели деньги. Кризис и теперь штука серьезная, а уж в средние века это было вообще ужас что такое. Люди не просто беднели – они теряли буквально все. Представьте – население целых областей отдавало за долги свои дома. На дорогах появилась буквально армия нищих бродяг. Уровень преступности опасно поднялся, что, конечно, изрядно встревожило правителей Европы.
Для борьбы с криминалом были срочно приняты меры. Очень простые: бродяг объявили вне закона. И если местному жителю ещё удавалось иногда как-то извернуться – найти работу или притвориться приличным путешественником, то цыганам пришлось туго. Они были не похожи на европейцев: по-другому выглядели, иначе одевались, говорили с акцентом. А тут ещё, как на грех, подоспела вторая волна эмигрантов из завоеванной турками Византии: в Европу пришли зажиточные цыгане-ремесленники, которые не смогли ужиться с завоевателями.



http://svenko.net/costume/english_gypsy_1.htm

Наступило самое тёмное время цыганской истории. Беженцы и рады были бы нормально работать, платить налоги, слушаться начальников – но такой возможности им никто предоставлять не собирался. Самим бы прокормиться, не до чужаков тут. Особенно когда чужаки успели заработать репутацию обманщиков и жуликов. А что таковыми является только небольшая их часть – это никого уже не волновало, для европейца все цыгане были на одно лицо.
Вот так из оседлых культурных ремесленников цыгане очень быстро превратились в неграмотных оборванных кочевников, которые промышляли браконьерством, воровством и обманом. Спасаясь от преследований закона, эти люди прятались в лесах и пещерах. Если цыганскую семью все же ловили, то всех мужчин тут же казнили или, в лучшем случае, отправляли на каторжные работы в колонии. Женщин пороли, клеймили и выгоняли из страны. Цыганку с клеймом, пойманную повторно, отправляли вслед за мужем и братом – то есть на виселицу или на каторгу.



Колдовство. Узница |

Представьте на секундочку, что переживали эти женщины, когда их родных убивали, а сами они, избитые, с детьми на руках, должны были спешно бежать через лес или горы к границе. Как нам подсказывают архивные документы, за клеймо соседней области цыганку не казнили – но ставили рядом своё. И ведь что поразительно: они все-таки как-то выживали одни, без мужчин, как-то добывали себе и детям пропитание, как-то искали и находили других цыган и присоединялись к ним. Мы мало что знаем об их жизни – они почти не оставили следов, так как были неграмотны и не писали друг другу писем, не сочиняли воспоминаний.
В сказках народов Европы иногда мелькают кое-какие неясные намеки, но в сказках, как мы уже убедились, все перепутано. Например, всем известная сказка про Снежную королеву, где разбойники - несомненные цыгане – как их представляли себе европейцы. Если помните, в оригинале сказки Атаманша носит дочь за спиной. Кроме того, она людоедка – хочет съесть Герду, и не съела только потому, что Маленькая разбойница запротестовала. А то, что цыгане – людоеды, было в свое время известно каждому ребенку. Откуда взялось такое поверье? Неужели и правда от отчаяния и голода гонимый народ опускался до поедания человеческого мяса?
Конечно, это неправда. По цыганскому обычаю убийство человека вообще недопустимо - это страшный грех, который делает убийцу оскверненным, неприкасаемым. Для убийства причина должна быть гораздо серьезней, чем голод. Так почему же цыгане в глазах европейцев вдруг превратились в каннибалов?
В судебной хронике Венгрии восемнадцатого века сохранилась запись. Из одной деревни пропало без вести несколько крестьян. Было назначено расследование, в ходе которого выяснилось, что неподалеку от этой деревни скрывается цыганский табор. На цыган пало подозрение, их выследили и задержали. О методе Шерлока Холмса в те годы ничего не знали, криминалистику ещё не изобрели, поэтому основным доказательством преступления считалось признание обвиняемого. А если преступник не сознавался - его пытали. Понятно, что эдак, бывало, и невиновный признавался в чем угодно. Так вышло и с этими цыганами - они не выдержали и рассказали, что да, убили людей. Но судьям естественным образом захотелось подробностей: как, за что и - самое главное - где лежат убитые? Их ведь похоронить надо, по-христиански, на кладбище. А цыгане-то на самом деле никого не убивали, и знать не знали, куда эти крестьяне делись. Как быть? И вот, чтобы избавить себя и родных от пыток, кто-то догадался сказать: "Мы были голодны и съели этих людей!" Ему поверили. Цыган казнили. А через некоторое время пропавшие крестьяне как ни в чем не бывало вернулись в родную деревню - они просто тайком от хозяина ходили в город на заработки.





Думается, такие нелепые и жестокие недоразумения случались с цыганами не раз. Стоит ли удивляться, что недоверие к чужим и привычка не задерживаться подолгу на одном месте глубоко укоренились в цыганском характере. Ну и конечно, в таких условиях до старости доживали только самые сообразительные и предприимчивые. «Старая цыганка и черта обманет» - гласит поговорка. В цыганских сказках часто действует хитроумная бабушка. И успешно морочит голову даже святому Георгию.
Георгия Господь как-то на заре времен послал на землю – посмотреть, как люди живут, всё записать и лично Богу доложить. Потому как были у Господа подозрения, что нет у людей порядка, бродят они по земле бестолково и бездельничают. Оседлал храбрый Георгий белого коня и поскакал выполнять задание. Проехал землю из конца в конец, всех людей увидел, со всеми поговорил, что узнал – всё в книжку записал. А цыгане побоялись ему на глаза показаться, спрятались в болоте на всякий случай. И вот поехал Георгий обратно – да как раз через это болото путь наметил. Была среди тех цыган одна старая бабка. Видит она, что святой мимо едет, и думает: была не была, дай покажусь ему – вдруг да польза какая выйдет. Вышла на дорогу, кричит: «Эй, молодой-красивый, ты кто такой будешь? Нас ищешь или просто так мимо едешь?» Святой Георгий и отвечает ей: «Я – святой Георгий, меня Бог послал поглядеть, как тут на земле люди живут, потому что желает Господь всякому человеку занятие определить и землю дать. А вы кто такие, почему в болоте сидите?» Старуха объясняет, мол зовут нас цыганами, а в болоте сидим потому, что сами не знаем, куда бы ещё податься и чем заняться. Хорошо, мол, что ты нас встретил: расскажешь Господу, он и придумает, как нам жить. «Конечно, - говорит Георгий, - затем меня Бог и послал, и про вас я ему расскажу» А старуха ему: «Опасаюсь я, соколик, что забудешь ты – мы народ маленький, неприметный… запиши для памяти-то» Георгию неохота в грязь с коня слезать. «Да брось, старая, не забуду и так». А бабка уперлась: "Забудешь, обязательно ведь забудешь. Ты, красавец, дай мне свое стремя в залог – как станешь на коня садиться, тут и вспомнишь". Георгию стремя жалко давать – оно у него дорогое было, всё из золота. А старуха своё твердит: давай, не сомневайся – как донесешь до нас волю Господню, так сразу и верну тебе стремя. Ну, дал он ей стремя. Прискакал на небо, книжку открыл, стал Богу читать, где был, что видел. Бог слушает, каждому племени занятие находит и землю для житья определяет, Георгий в книжке пометочки ставит. Наконец закончилась книга. Господь Георгия похвалил и отдыхать отпустил. Стал Георгий на коня садиться – ба, стремени-то нет! А про цыган-то забыл! «Господи Боже, я тут упустил кое-что. Вот ещё такие люди есть, цыгане. Сидят в болоте, чем заняться – не знают.» Бог ему: «Ну что ж ты, Георгий, раньше-то не вспомнил? Я уже всю землю раздал, одни болота да пустоши и остались. Что теперь делать-то? Ладно, пусть эти твои цыгане как-нибудь без своей земли обойдутся. А чтоб не обижались – разрешаю им добывать пропитание как придется – честно или обманом, и если надо – пускай Моим именем клянутся, не стану за это наказывать». Вот передохнул немного святой Георгий, поехал обратно к людям. Рассказал, где кому жить, что делать. Добрался и до болота. А там уж старуха на дороге ждет. «Так и так, - говорит Георгий, - земли на вас, уж прости, не хватило, одни пустыри и болота ваши. Но зато простит вам Господь, если обманете кого и именем Господним поклянетесь. Поняла? Ну, отдавай тогда моё стремя». А бабка так руками развела, смотрит удивленно и говорит: «Ты что, золотой мой? Какое ещё стремя? Не брала, не знаю. Господом Богом клянусь!»


http://svenko.net/costume/english_gypsy_1.htm

Ну, если сказочный Георгий обладал чувством юмора, то на хитрую старушку наверняка не очень рассердился. А несказочные крестьяне и горожане за такие шуточки запросто и убить могли - и убивали, благо закон это позволял. Возникает вопрос: а как цыгане вообще выжили, если всё было на самом деле так плохо?
Всё - да не совсем всё. Ведь, несмотря на враждебное окружение, цыгане не сделались кончеными отморозками - хотя, казалось бы, ситуация более чем способствовала такому превращению. Но национальный характер, к счастью, оказался неистребим. Даже находясь вне закона, цыгане заметно отличались от уголовников других народов: чаще воровали и обманывали, чем грабили и убивали. Довольно популярным способом заработка была также контрабанда - это, конечно, преступление, но простые жители европейских стран с удовольствием покупали дешевые товары и вряд ли так уж возмущались тому, что продавец не уплатил в казну торговую пошлину.
Кроме подпольной торговли цыгане занимались мелкими ремеслами: плели веревки и корзины, резали из дерева корыта и ложки, изготовляли конскую упряжь, бельевые прищепки и прочие полезные хозяйственные мелочи. Не имея возможности работать в мастерской, они научились даже ковать железо в походных условиях и регулярно появлялись на окраинах деревень, предлагая на продажу косы, лопаты, подковы и гвозди.


http://svenko.net/costume/english_gypsy_1.htm



http://svenko.net/costume/english_gypsy_1.htm

И, разумеется, продолжали морочить наивных чужаков разным "волшебством". Это искусство, как мы уже знаем, цыганки хорошо освоили ещё в Византии и постоянно совершенствовали. Тем более что тот образ жизни, который им навязали обстоятельства, весьма способствовал репутации колдунов. Представьте: люди со странной, непривычной внешностью, живут непонятно где, появляются после захода солнца, говорят на никому не известном языке, мгновенно и бесследно исчезают при малейших признаках опасности... что ещё мог подумать суеверный средневековый европеец? Колдуны, ясное дело. А цыгане со своей стороны не спешили развеивать это заблуждение. Наоборот, всячески его укрепляли и поддерживали - это и заработать помогало, и даже немного защищало: не каждый решится "наехать" на колдуна. Ещё проклянет как-нибудь неприятно, ну его на фиг.
За помощью к волшебникам обращались по разным поводам: кому-то срочно надо судьбу узнать, кому-то амулет на удачу купить. Или вот лошадка-кормилица захромала - уж не сглазил ли кто, позовем-ка цыгана, пусть поколдует и вылечит.

Комментариев нет:

Отправить комментарий