четверг, 24 января 2013 г.


Путешествия по стране Цыгании.

 Венгерские цыгане.

merry

http://gipsylilya.livejournal.com/1170420.html

С венгерскими цыганами всё ужасно сложно. Потому что путано. То есть и с румынскими цыганами всё путано, но они между собой похожи гораздо больше, чем разные венгерские.

Я вот не проверяла, но люди говорят, что венгерские цыгане бывают трёх видов: «мадьяры», то есть ассимилированные настолько, что другие цыгане не отличают их от венгров, ловари и безликие «унгрика рома», то есть прочие венгерские цыгане.

Проще всего с «мадьярами». Это такие цыгане, которые не знают ни цыганского закона, ни обычаев, ни языка. То есть говорят они на венгерском, и живут гаджиканэс (не как цыгане). А почему они цыгане — а потому, что окружающие венгры никак не давали забыть им об этом то позорном, то достойном сочувствия факте. «Мадьяры» довольно разнообразны: есть такие, что живут кучно, есть такие, что розно. Есть чернорабочие, квалифицированные рабочие, музыканты, творческая и техническая интеллигенция и тунеядцы.

Сами себя они, кстати, называют просто «венгерскими цыганами» - модёру цыганек, но, чтобы не было путаницы с буквальным переводом, ибо «венгерские цыгане» очень уж обобщительно звучит, знаменитый цыгановед Николай Бессонов предложил название, близкое по звучанию: цыгане-мадьяры. Так и пошло.

Какими цыганами были предки мадьяров — никто не знает, очень может быть, что разными. А как они стали такими, как есть, это отдельная история.

Жила-была австро-венгерская императрица Мария-Терезия. Как-то раз ей очень стало жалко цыган. Чего это, подумала она, мы их так, бедных, не жалеем? Гнобим, клеймим, вешаем, пытаем, плетьми бьём. Надо их наконец пожалеть. Она, в конце концов, просвещённый монарх и всё-такое. И в целях улучшения цыганской жизни она издала указы, предписывавшие цыганам поскорее сделаться венграми. Запрещалось использовать к ним это гадкое слово «цыгане», которые предписывалось заменять политкорректным «новые венгры». Запрещалось кочевать — это мне где-то ещё понятно, но мне непонятно, как при этом императрица не подумала о резко образовавшемся жилищном вопросе. Запрещалось разговаривать по-цыгански, ибо эта глупая манера мешала бедным цыганам поскорее воспользоваться плодами благодеяний и быстренько стать венграми. Строго, очень строго рекомендовалось жениться не друг с другом, а с представителями других этносов империи; полицейским также крайне строго  рекомендовалось помогать цыганским детям с социальной адаптацией путём извлечения их из родных семей и помещения в венгерские. Эти два пункта, как нежизнеспособные, надо заметить, исполнялись хуже всего, но сама практичность и вдумчивость доброй императрицы впечатляет, неспа? Был ещё целый ряд запретов, направленный на улучшение положения цыган в австро-венгерском обществе. В результате уже через несколько десятилетий Австро-Венгрия имела огромное количество крайне нищих, грудящихся в трущобах людей без особо заметной системы ценностей, без традиций, присущих какому-либо из народов империи, говорящих по-венгерски, но так и не ставших венграми.

Чем занимаются в настоящий момент мадьяры — я описала. Осталось прибавить, что большая часть из них так и живёт в нищете и в наше время. Их можно найти не только в Венгрии, но и на западе Украины, где они кучкуются в посёлках из страшного вида лачуг. Некоторые из них, прежде бывшие чернорабочими, сейчас перестали работать вообще и живут за счёт своих жён, а те преимущественно просят на улицах. С этим бизнесом они навещают Россию; их часто можно видеть в Москве. Чтобы чувствовать себя более уютно, мадьярки берут с собой детей и мужей. Как правило, несколько семей разбивают палаточный лагерь где-нибудь в глуши.

В силу экономической самостоятельности женщин и зависимости от них мужчин в мадьярских таборах фактически царит матриархат. Цель каждого юноши с самых младых ногтей – заарканить себе жёнушку подобычливей. В связи с этим он тренируется в трёх видах искусства, способных привлечь женщину: борьба (чтобы привлекать как защитник), танцы (чтобы развлекать и намекать ладными движениями тела на третье умение) и, наконец, секс. Девушка, в свою очередь, придирчиво рассматривает потенциальных мужей, их фигуру, их умение драться и танцевать, и тщательно пробует приглянувшихся в постели, выбирая в конце концов самого бойкого в этих отношениях. Сами мадьярки, надо сказать, танцуют так себе. Я как-то видела совершенно чудесатый ролик с участием мадьярской пары. Сцена. На сцене двое: цыган и цыганка. Цыган на переднем плане всячески выделывается, обхлопывает себя, щёлкает каблуками. Цыганка сзади механически идёт дробью сначала в один конец сцены (идёт, идёт, идёт, идёт), потом разворачивается, идёт в другой конец сцены (идёт, идёт, идёт, идёт). И это, между прочим, фестивальный такой, судя по антуражу, танец. Психоделическое зрелище.

В результате своего фактически гаремного положения мадьярские мужики своим жёнам смотрят в рот, хотя и позволяя себе капризничать, когда чувствуют, что им ничего не будет. Браки у мадьяров обычно не очень прочные: женщина запросто может заявить, что избранник слишком потолстел или плохо выполняет обязанности.

Надо сказать, что не все мадьяры, приехавшие в Россию в поисках хлеба насущного — тунеядцы. Среди них заметны музыканты (причём они могут играть не абы что, а классику вроде Листа или Штрауса). Не могу сказать, что попрошайничеством и музицированием мадьяры богатеют, но детей они, по крайней мере, одевают по сезону. Кроме того, хочу отметить, что до распада СССР и соц.лагеря массового нищенства-попрошайничества в рядах мадьяров не было, так что это не вековая «испорченность», а реакция на социальные проблемы.

Что касается взаимоотношений венгров и «мадьяров» в наши дни, то у венгров есть поговорка о том, что цыгане или играют на скрипках, или воруют, а скрипок всем не хватает. При этом нельзя не заметить, что значительная часть граждан Венгрии в робах и с лопатами/мётлами — именно цыгане.

Так вот всё сложно.

Что касается ловарей, то если меня кто-то попросит описать их одним словом, я отвечу: воображалистые. С одной стороны, они любят быть на гребне волны, самыми стильными и самыми модными, часто получают хорошее образование (обычно экономическое, особенно девушки), прославились как успешные торговцы антиквариатом, автомобилями, недвижимостью (правда, за пределами России), почти так же суровы в обычаях, как котляры, и  хорошо сохранили язык, они также отличные танцоры; с другой, у них так же, как у мадьяров, основной добытчицей считается женщина (отсюда и такой упор на её образование), и мужчина может годами валяться на диване кверху пузом, на всех цыган вокруг они смотрят очень свысока и считают себя пупом всея Цыгании (это определение вам встретится ещё не в одном посте), а также основными претендентами на звание «венгерских цыган». Они так озабочены богатством, что многие из них предпочтут уйти в криминал, если не могут заработать больших денег — не просто денег — честным путём.

Ещё в середине XX века ловари активно кочевали. Традиционным их занятием были торговля лошадьми и то, что нынче называется «шоу-бизнес». В Европе они достаточно преуспевали и в том, и в другом, а вот в России русские цыгане мощно утёрли им нос с лошадьми, именно поэтому ловари так массово ударились в артисты.

Известно, что во время Второй Мировой Войны кочевые ловари сотрудничали с Сопротивлением, выполняя поручения преимущественно мирного характера. В наши дни я, правда, с трудом могу их представить за этим занятием.

Наконец, у нас остались унгрика рома, то бишь «просто венгерские цыгане». Одни говорят, что это недоассимилированные ещё со времён доброй императрицы Марии-Терезии местные цыгане, другие — что это подвенгерившиеся и поднабрашиеся местноцыганского акцента русские цыгане, след белоэмигрантской волны. Поскольку лично из «унгрика рома» я знаю только Чаргэн, а она православная (в то время, как мадьяры и ловари — католики и евангелисты) и фамилию имеет Воротниковскири, то я склоняюсь ко второй версии. Унгрика рома по роду занятий очень разнообразны и вообще существа полумифические, и потому описать их массово в этом отношении возможным не представляется.

Почти все известные и выдающиеся венгерские цыгане занимались музыкой, и это мне неудивительно:

Золтан Фаркаш, металлист

Роби Лакатош, скрипач

Янош Бихари, скрипач и композитор, один из создателей национального венгерского жанра «вербункош» и прямой предок Роби Лакатоша

Пишта Данко, скрипач и композитор, получил на малой родине себе памятник, с которым связана очень интересная легенда

Ливия Ярока, депутат Европарламента

Виктория Мохачи, экс-депутат Европарламента

Дьердь Цифра, великолепный пианист с невероятной биографией

Лаци Олах, легендарный джазмен-ударник

Аладар Рац, легендарный цимбалист

Тамаш Пэли, художник

Маришка Вереш, фолк и джазовая певица, а также солистка голландской группы "Shocking Blue"

а также группа Parno Grazst, если правильно помню

Кстати, говорят, что большая часть венгерских цыган носит фамилию либо Лакатош, либо Шаркози. Это что! Вот у крымов почти все - Оглы. И ничего, живут :)


А вот тут поподробнее и с картинками:
http://svenko.net/nomad/trip1.htm

Цыгане-мадьяры, Подмосковье

 Янышева о цыганах-мадьярах.

Венгерские цыгане приезжают к нам из Закарпатья. Никогда этих таборов в Москве не бывало, а с началом «перестройки» вдруг появились. И если вы видите на улице женщину с дитём, привязанным тряпкой за спиной — знайте — это венгерская цыганка. Именно они просят деньги в метро или переходах. (Это в лучшем случае). Местные «рома» приезжих чураются, считая, что те «позорят нацию». И нищие они, и говорят, вместо цыганского — на венгерском. Хотя я думаю, что дело не в языке. При Брежневе были в некоторых ансамблях артисты из тех самых «мадьяров» — и, представьте себе, с ними прекрасно ладили. А вот беспросветная бедность наших цыган напрягает. В наше-то время жить в палатках? Готовить на костре? Что мы в каменном веке?

Табор цыган-мадьяр (закарпатских цыган). Валерия Янышева

Понятно, что «мадьяры» на ломаном русском языке пытаются оправдаться. У них-де на родине наводнение, и работы нет никакой… Но меня, честно говоря, вообще эта социальщина не особо волновала. Гораздо интереснее было, как они поют и танцуют. Вот с этой нехитрой целью я и поехала к ним в гости, прихватив кассетку с музыкой русских цыган. И вот я очутилась в лесу, на таборной стоянке. Табор оказался большой — человек, наверное, триста. Правда, половину этого самого табора составляли детишки различной степени загрязнённости.
Самый главный мой вопрос разрешился на удивление быстро. В одной полиэтиленовой «будке» оказался видавший виды магнитофон, и из этого допотопного красавца доносилась до боли знакомая по цыганским международным фестивалям мелодия. Примерно такую же музыку исполняет знаменитый цыганский ансамбль «Кали яг» из Венгрии.
То, что произошло дальше, вы увидите на записях. Я станцевала для них. Они для меня. Комментарий дам только один. У нас мужской и женский танец по сложности примерно равны. А у «мадьяров» разница огроменная: то есть, цыган танцует хлёстко и технично, зато у цыганок всего 3-4 однотипных движения. У мужчин есть чему поучиться. Хотя манера и чужая. Тут «отбой» интересный. Ну а в женской пляске одно преимущество: в таком стиле можно танцевать без остановки хоть до второго пришествия — причём даже вспотеть вряд ли получится. Вот и танцуют они часами свой незамысловатый танец на праздниках. Девушки ставят ступни «утюжками». Их топотушки и лёгкие перепрыги много сил не отнимают. А общее впечатление от табора из Закарпатья очень цыганское: когда эти люди от души веселятся, на них приятно посмотреть.
Контакт с «мадьярами» не пропадал у меня все последующие годы. Теперь мы ездим в гости на лесную стоянку вместе с мужем. Нам там всегда рады. Мы устраиваем концерт для кочевых цыган, и они платят нам тем же. Их мелодии и зажигательные подкрики сказались на нашем творчестве. Песня «Корчма», вошедшая в наш первый диск, создавалась нами на основе «мадьярских» таборных впечатлений.
Видео цыганского танца

Танец.

Лера танцует с венгерским цыганом на лесной таборной стоянке.

2000 год.

Видео цыганского танца

Танец.

Лера исполняет русско-цыганскую пляску для мадьярского табора.
2000 год.

Видео цыганского танца

Танец.

Пляска мадьярской цыганки в таборе в подмосковном лесу.
2000 год.

Видео цыганского танца

Танец.

Венгерская цыганка танцует ещё раз.
2000 год.

Видео цыганского танца

Танец.

Венгерский цыган танцует в палатке для Леры и Пети Янышевых.
2009 год.

Видео цыганского танца

Песня.

Янышевы поют для хозяев палатки русско-цыганскую песню «Кай ёне».
2009 год.

Видео цыганского танца

Песня.

В ответ таборные цыгане исполняют песню из своего таборного репертуара.
2009 год.


Лера Янышева в таборе венгерских (закарпатских) цыган
Пётр Янышев в таборе венгерских (закарпатских) цыган


Комментариев нет:

Отправить комментарий