пятница, 14 декабря 2012 г.

Ая Оглы "Раньше мы были птицами"

"Раньше мы были птицами. Быль и сказки цыганского народа"

Часть 1.



Говорят, однажды осенью летела на юг птичья стая. И попалась им на пути деревня, где не было людей - то ли болезнь жителей прибрала, то ли на поиски лучшей доли все разом ушли. Пшеница на поле стоит неубранная. Птицы обрадовались, опустились пшеницу клевать. Клевали, клевали... вот уж и ночь, спать пора. Утром проснулись - давай опять зерно клевать, и опять до ночи задержались. Несколько дней так провели, уже зима близко, надо дальше лететь. Построились птицы в клин, крыльями машут - а подняться не могут, отяжелели. Испугались, да поздно. Пришлось им в той деревне зимовать. Чтоб с голоду не пропасть, стали запасать зерно: клювами колосья срывают, крыльями упавшие зерна сгребают. От трудной работы истерлись на крыльях перья, выросли пальцы. Понемногу превратились птицы в людей. А как весна пришла и показались в небе перелетные стаи - отправились эти люди в путь по птичьему зову. Только вот дорогу забыли, а у птиц спросить не смогли - не говорят люди по-птичьи. Так и ходят теперь.

Вот такую сказку рассказывают о том, как появились на свете цыгане. На самом деле, конечно, всё было немножко по-другому. Можно даже сказать - совсем наоборот. Давайте попробуем разобраться, откуда же взялись эти странные люди и почему они так отличаются от всех прочих.

Индийские цыгане

Перенесемся мысленно на тысячу лет назад в далекую Индию. Вы наверняка знаете, что в древние времена на полуострове Индостан было множество больших и малых княжеств, а управляли княжествами раджи. У правителей были дворцы, сады, конюшни - и сотни слуг, которые шили одежду, выращивали цветы, объезжали лошадей, готовили еду и развлекали своего владыку. Хороших танцоров и певцов в те времена очень ценили - ведь тогда ещё не изобрели телевизор и компьютер. Умелым артистам раджа дарил дорогие украшения, а неумелые, как вы понимаете, в суровых древних условиях не выживали. Раджи часто воевали между собой, и когда один побеждал другого, то часть слуг побежденного оставалась работать на нового хозяина, а части приходилось срочно собирать вещи и уходить искать другую работу. Так что на всякий случай все дорогие подарки слуги старались держать при себе - вдруг случится бежать от воинственного соседа ночью второпях.
В какой-то момент эти постоянные завоевания мелких княжеств большими привели к тому, что работников стало много, а рабочих мест мало. И чтобы не умереть с голоду, лишние артисты, кузнецы и конюхи отправились искать счастья в других странах.
Это явление нам с вами хорошо знакомо – ведь и в наши дни люди, не найдя возможности заработать дома, едут за границу и становятся гастарбайтерами.
И вот постепенно индийские ремесленники и артисты добрались до городов Византийской Империи. Говоря «постепенно», я имею в виду действительно постепенно – не год, не два, а несколько веков. Почему так долго? Просто условия в древние времена были не такие, как сейчас: не было поездов и самолетов, не было интернета и телевизора – даже газеты ещё не изобрели. Это сейчас человек, который решил эмигрировать, может быстренько узнать, где нужны рабочие руки. А тогда безработный индус собирал вещи в узелок и шел пешком из деревни в деревню, из города в город – и везде спрашивал: «Не надо ли вам кузнеца, люди?» И где ему отвечали: «Нужен кузнец!» - там он и оставался жить и работать. А его дети или даже внуки снова могли оказаться в ситуации, когда надо уходить искать работу на стороне – и уходили, оставляя родину предков – Индию – всё дальше и дальше.


Кочевой скрипач. Галерея Свэнко. Цыганская семья в степи


Во время этого долгого пути менялся родной язык, менялись обычаи и одежда. Но индийские корни не исчезали полностью – потому что переселенцы по возможности старались держаться друг друга: и передвигались в поисках работы группами, и селились вместе, общинами.
В Восточной Римской (или, как сейчас принято говорить – Византийской) империи индийских гастарбайтеров скопилось довольно много. Византия была богатым государством, работы хватало на всех. Ещё византийцы хорошо платили за уличные представления – а мы помним, что среди индийских мигрантов было много артистов: танцоров, певцов, фокусников и заклинателей змей. Индийские женщины, которые не умели петь и танцевать, добывали деньги попрошайничеством, а чтобы подавали больше, научились ремеслу гадания – тогда люди верили в предсказания и охотно за них платили. А если кто-то готов отдавать деньги за то, что не требует большого труда – почему бы не воспользоваться? Это ведь гораздо проще, чем ковать металл или плести корзины. Поэтому все больше индийских женщин осваивали искусство предсказания судьбы и так наловчились, что жители Византии прозвали их «атсингане» - мы бы сейчас сказали «экстрасенсы», в том смысле, что «непонятно – то ли колдун, то ли обычный жулик, но что-то в этом есть». Вскоре это прозвище закрепилось за всей индийской общиной, а от него потом произошли слова «тсигане», «цыгойнер» и «цыгане».






http://svenko.net/costume/english_gypsy_2.htm

Должно быть, поначалу честные работящие индусы обижались на такую кличку – не все ведь обманывали простодушных горожан, большинство мирно трудилось в кузницах и мастерских – и налоги платили вовремя, о чем свидетельствуют сохранившиеся документы. Но и индусами эти люди себя уже не называли, потому что привыкли считать Византию своей родиной. Слово «рома», которое до сих пор является самоназванием цыган, означает «римляне» - ведь, как мы знаем, Византия – это позднее название Восточной Римской Империи.
Кстати – а на каком языке говорили в те годы цыгане? Основой их наречия были – и остались по сию пору – языки Индостана (их довольно много, перечислять все нет смысла). За время долгого пути на эту основу легли слова персидского и армянского языков, а Византии добавился греческий. Цыгане вообще легко и быстро заимствуют чужие языки – ведь иначе им было бы непросто выжить в годы скитаний.
Ещё один интересный вопрос: а во что верили эти люди, какой религии придерживались?
Есть коротенькая сказка: однажды поссорился цыганский бог с еврейским богом, дошло у них до драки. Цыганский бог оказался сильней, еврейский побежал от него. Долго гнался цыганский бог за еврейским, пока не загнал того в море. Еврейский бог велел воде расступиться и перебежал на другой берег. А когда оказался на берегу – велел воде снова сомкнуться. И цыганский бог утонул. С тех пор нет у цыган своего бога.


Сказочники тут, как обычно, всё запутали. На самом деле никаких «своих», «исконных» богов у цыган никогда не было и быть не могло: ведь историческую родину покинули обычные индусы, а вовсе не цыгане. Верили эти индусы, как положено, в Брахму, Шиву, Вишну и прочих богов из пантеона индуизма. А внуки и правнуки этих индусов понемногу принимали веру народов, рядом с которыми жили и работали. Поскольку за пределами Индии люди молились Христу и Аллаху, особого выбора у наших трудовых мигрантов не было: часть стала мусульманами, часть христианами. В городах и селах Византии христианство было официальной и единственной религией, поэтому те, кто решил поселиться на землях империи, через какое-то время позабыли веру прадедов и стали, как все, креститься, исповедоваться и обращаться в молитвах к господу Иисусу. До наших дней дошли некоторые документы той эпохи, на основании которых можно утверждать, что к 14 веку нашей эры все византийские цыгане были христианами.

открытка

Комментариев нет:

Отправить комментарий